Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Календарь событий

АВГУСТ 2016
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31  

Колонка эксперта

АТЭС: новый баланс внешних связей России

30 августа 2012 г.

Главным итогом саммита АТЭС во Владивостоке должно стать привлечение инвестиций стран Азиатско-Тихоокеанского региона в российскую экономику. Доля стран АТР во внешнеторговом обороте страны увеличится минимум до 50%.

А для развития торгово-экономического взаимодействия со странами этого региона будет создан специальный орган при президенте России. Об этом на пресс-конференции в РИА Новости заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

По словам вице-премьера, баланс во внешнеэкономической деятельности в ближайшие годы сместится на восток. «По крайней мере 50% нашей внешней торговли должно приходиться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Это Китай, Япония, Корея, США и многие другие государства, потому что инвестиционный и торговый потенциал с этими государствами не отработан и даже на четверть не задействован», — сказал Игорь Шувалов.

Этому должен способствовать форум АТЭС. «Мы по-прежнему будем традиционно взаимодействовать с Европейским Союзом, продвигаться к созданию нового базового соглашения и впоследствии — зоны свободной торговли, но то же самое, не меньше чем с Европейским Союзом, нам надо обеспечить со странами, входящими в АТЭС», — сказал первый вице-премьер. Он отметил, что с приходом России в АТЭС появляется европейский элемент. «Мы привносим в АТЭС европейский контекст», — указал он.

Говоря о взаимодействии между отдельными странами АТЭС, Игорь Шувалов отметил, что в рамках форума АТЭС между Россией и США складываются настоящие партнерские отношения. «К примеру, ныне действующая администрация нам реально помогала вступить в ВТО. У нас много общих позиций. Правда, у нас нет такого убеждения, как у американцев, в необходимости построения транстихоокеанской зоны свободной торговли, но эксперты над этим работают», — отметил вице-премьер.

По мнению Игоря Шувалова, новый формат азиатско-тихоокеанских отношений должен упрочить положение российских производителей. «В то же время он должен подтолкнуть конкуренцию. Возможно, более слабые будут испытывать давление. Но мы будем работать над тем, чтобы больше привлекать инвестиций из стран АТР, это будет штучная работа, связанная с отдельными проектами», — подчеркнул он.

У России также складываются партнерские отношения с КНР, Индонезией и другими странами. По его словам, Россия значительно продвинулась в переговорах с Вьетнамом о создании зоны свободной торговли. «У нас очень тесные отношения, мы уже близки к тому, чтобы серьезно заниматься соглашением о зоне свободной торговли с Вьетнамом», — отметил первый вице-премьер.

Отвечая на вопрос корреспондента ТПП-Информ о недостаточном развитии инвестиционного сотрудничества с Таиландом, Игорь Шувалов отметил, что даже с ближайшим соседом — Китаем, несмотря на активный политический диалог, оборот недостаточен, структура оборота не удовлетворяет.

«Мы считаем, что больше должны поставлять продукции промышленного характера, научиться поставлять высокотехнологичную продукцию. Этому региону уделялось недостаточное внимание. Как работать с ними? Просто. Надо создавать группы под эгидой ТПП РФ, задействовать правительственный формат, формат межправкомиссий, выезжать в эти страны и способствовать продвижению понимания сегодняшней России. Вести диалог о том, что наша совместная безопасность — это взаимное проникновение активов. Следует убеждать, что мы открыты для приема ваших инвестиций, будьте настолько же открыты и вы для приема российских инвестиций. Мы должны всячески подчеркивать, что обеспечим безопасное инвестирование на территории Российской Федерации», — сказал Игорь Шувалов.

При этом слова должны подкрепляться делами и отдельными проектами. Нужно понимать, какой список проектов формируется в двусторонней повестке, и по нему правительство в рамках межправительственной комиссии должно отрабатывать все необходимые детали.

Действенным механизмом инвестиционного сотрудничества является участие в работе Азиатского банка развития, который предоставляет финансирование проектов под очень низкий процент. Россия пока не является ни участником, ни партнером этого банка, но, по словам Игоря Шувалова, имеет желание участвовать в этом формате. Министерства иностранных дел и экономического развития работают над этим вопросом и информируют правительство о ходе переговоров об условиях установления более тесных связей с этим банком.

«Но у нас есть дочка ВЭБа, специально созданный фонд для финансирования проектов в Сибири и на Дальнем Востоке. В правительстве формируется перечень проектов, по которым ВЭБ и его дочка смогли бы работать. Мы определимся, сколько необходимо средств и каковы источники финансирования. Возможно, задействуем доходы Фонда национального благосостояния. Деньги на эти проекты мы в любом случае найдем. Финансировать проекты на территории РФ, в том числе с участием иностранного капитала, будем обязательно. При участии агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций будем продвигать высокотехнологичную продукцию на международные рынки. Через Внешэкономбанк и специально созданное подразделение ВЭБа мы будем предоставлять большой капитал, в первую очередь на цели развития транспортной инфраструктуры, крупных промышленных проектов, которые будут создавать новые рабочие места и принесут новую жизнь в регионы».

По словам вице-премьера, институты развития созданы, но пока работают не в полную силу. «Главным итогом будет то, насколько много инвестиций Россия примет после саммита, насколько другие экономики будут готовы принять российские инвестиции и какой вклад азиатско-тихоокеанское сотрудничество сделает в благосостояние российских граждан», — сказал Игорь Шувалов.

Источник: ТПП-Информ